TOHK «ОБЛАКО-9»


Дмитрий Войтюшкевич – кот-баюн из «Цацачнай крамы»

Дмитрий Войтюшкевич, также известный широкому кругу слушателей как Тодар — одна из самых заметных фигур на белорусском рок-Олимпе. Его появление на сцене всегда означало первоклассное шоу, драйв до дрожи в коленках и отличную энергетику. Особенно это было заметно в период работы Тодара в группе КРЫВI. Но вдруг (или не вдруг?) Дмитрий из непредсказуемого шамана-язычника превращается в скромного продавца игрушек…

«Цацачная крама», первая сольная работа Дмитрия Войтюшкевича, была для всех немного неожиданна. Это не помешало ей получить самые лучшие отзывы; сам автор был отмечен рок-коронами в номинациях «Музыкант года» и «Традиции и современность» на «Рок-коронации-2002». В начале ноября в Театре юного зрителя Тодар представит на суд публики свою новую работу — «Баллады».

Это спокойные и грустные песни, прекрасно исполненные и ни к чему не обязывающие. Поскольку слова во всех балладах народные, тематика их традиционна: здесь и «замужем горе», и заигрывающий с пастушкой казак, и кровожадный змей, с которым помогает расправиться молодой красавец. Альбом явно некоммерческий, но продаваться, по всей видимости, может очень успешно: «Баллады» будут уместны и в тесном семейном кругу, и на шумных дружеских посиделках, и в качестве вечерней сказки любимому чаду. Сам Дмитрий Войтюшкевич говорит: «Я — индивидуалист, но вне традиций не вижу никакой перспективы для своего творчества. Должен быть передан духовный материал от старшего — разумного — младшему, зубастому таланту. Я остаюсь под влиянием стереотипов, клише, боюсь этого и всё же опираюсь на это. Клише — множитель познания. Познание — во всём, в самом тривиальном и в самом авангардном». В общем-то, он всё сказал: ничего радикально нового в музыкальном плане из себя этот альбом не представляет. Разве что Тодар предстает перед нами в новом, ранее не известном амплуа — кота-баюна. А вот аранжировки, качество исполнения, общая атмосфера доставляют истинное удовольствие. В общем, «Баллады» займут достойное место в Вашей фонотеке, тем более что аналогов в Беларуси пока нет.

— Дмитрий, после Вашей первой сольной работы («Цацачная крама») создаётся впечатление, что Вы намеренно уходите от музыки для широкого слушателя, создавая нечто камерное, для избранных. «Баллады» это впечатление подтверждают. Почему Вы решили идти именно в таком направлении?

— Я не планировал этого сознательно, просто так получается. Хотелось позиционировать себя для более узкого круга людей, и, честно говоря, мне это больше нравиться, чем, например, работа в КРЫВI.

— Вы участвовали в двух «командах первого эшелона» белорусской рок-сцены — сначала это был ПАЛАЦ, потом КРЫВI. В Вашей творческой жизни были и тысячные залы, и очереди за автографами. Получается, что Вы сознательно уходите от этого образа жизни?

— У нас и сейчас есть тысячные залы — со своими проектами я принимаю участие во многих фестивалях в Польше, Германии. Но в последнее время мне стало важнее не слышать рёв толпы, а установить контакт со зрителями, слушателями. Кроме того, я счастлив оттого, что наконец-то могу делать то, что считаю нужным и важным, то, что мне нравится.

— Ваш новый диск по стилистике, музыке очень близок к народным песенным традициям, хотя авторство большинства песен принадлежит Вам. С чем связана эта стилизация под фольклорную, этно-музыку?

— «Баллады» — это реализация накопленного опыта, проекция моего внутреннего состояния. Конечно же, накладывает отпечаток то, что полжизни я провёл в экспедициях, где слышал просто огромное количество народных песен. Оба коллектива, с которыми я работал — и ПАЛАЦ, и КРЫВI — черпали вдохновение (и материал) у бабушек-дедушек, которые, к счастью, донесли настоящую, живую белорусскую культуру до наших времён. Я настолько пропитан этими мотивами, что и сам стал писать «народную» музыку… Впрочем, в своём творчестве я поднимаю не столько вопрос фолка, сколько вопрос культуры. Моё композиторство — очень условно, если принимать во внимание ту работу, которая дала возможность каждому музыканту показать в этом проекте, на что он способен.

— Почему же именно на балладах остановился Ваш выбор?

— Я занял нишу, которая до этого была свободна. Если можно так выразиться, представил на суд публики новый, до этого неизвестный экспонат — баллады. Мне близка философия этого проекта, а ведь она заключается и в музыке тоже — философия гуманности эпохи Возрождения. А вообще, этот альбом представляется мне как саундтрек к пока ещё не снятому фильму. Не знаю, что это будет за фильм, но музыка к нему, по крайней мере, уже готова.

Нам удалось выведать, что сейчас Дмитрий Войтюшкевич работает со стихами Владимира Маяковского. По его мнению, тема революции через десять лет после развала СССР приобретает новое, особое звучание; от себя добавлю, что стихи Маяковского, в принципе, приобретут особое звучание, если положить их на музыку. Честно говоря, мне это тяжело представить. Кстати, уже в процессе работы над следующим альбомом Тодар выяснил, что он родился практически в один день с Владимиром Маяковским, а ещё — что в следующем, 2003-м году будет отмечаться 120-летие «трибунa революции». Знать, судьба?..

© Copyright Яна Савицкая

Досье:
Дмитрий Войтюшкевич родился в 1971-м году в г. п. Берёзовка Лидского района. В 1986-м году закончил Лидское музыкальное училище по классу кларнета. 1990–1995 гг. — учился в Институте Культуры в Минске по этой же специальности. Параллельно в 1995-м году закончил Минское музыкальное училище имени Глинки по классу вокала. С 1992-го по 1998-й гг. — участник группы ПАЛАЦ, 1997–2001 гг. — группа КРЫВI. Принимал участие в проектах «Народны альбом», «Сьвяты вечар», «Я нарадзiўся тут», «Скрыпка дрыгвы». Пишет музыку для кино, театра. В 2001-м году выпустил первую сольную пластинку «Цацачная крама». В октябре 2002-го года вышел второй альбом Дмитрия Войтюшкевича «Баллады».

Опубликовано на сайте todar-wz.narod.ru




Copyright © 2003–2006 WebSiteEditor Татьяна Николаева aka Li-Lu
Copyright © 2003–2006 WebMaster Андрей Николаев aka Shaman
Разрешается публикация материалов со ссылкой на сайт TOHK «ОБЛАКО-9»
Hosted by uCoz