TOHK «ОБЛАКО-9»


Пропавший без вести

«Жизнь человека исчисляется мгновениями, которые ему хочется остановить».

Если сказать в двух словах, это был концерт, к которому я шла всю жизнь. Вершина духа. Бывало с вами такое? Тогда вы поймёте, о чём я. Для остальных попытаюсь рассказать о своих впечатлениях.

В качестве предисловия скажу, что если бы не было песни «Адам и Ева», после прослушивания которой мне сорвало башку и я с удивлением обнаружила в Шевчуке человека, который не только кричит в рупор социальные памфлеты, но и Любит — кто знает, был бы этот концерт в моей жизни или нет.

Осенний Минск. Туман окутывает город мягкой белёсой тишиной. Вечер пятницы 11-го ноября 2005-го года. Проспект Машерова запружен толпой, выходящей из метро по направлению ко Дворцу спорта. В семь часов начнётся концерт ДДТ в рамках юбилейного тура.

Я не спеша иду вместе со всеми. Возле Дворца толпа сгущается. Становится немного неуютно — довольно опасно и необычно находиться в таком скоплении людей. Очередь ко входу медленно продвигается. В основном, наблюдаю вокруг себя молодёжь. На входе у каждого проверяют сумки на предмет социально опасных предметов. Меня пропустили так: «Я вам, девушка, верю». — «Спасибо», — улыбнулась парню в омоновской форме. Бурлящий людской поток увлекает внутрь.

Мой билет в центральный сектор Б, поднимаюсь на 2-й этаж. Цены на билеты, к слову, немаленькие. 25 тысяч белорусских рубликов стоит танцпол (порядка 12-ти долларов по курсу). Мне же удалось купить билет только за 47 тысяч в партер (22 доллара), поздновато спохватилась. По причине вышеуказанной дороговизны подруга, собиравшаяся со мной, передумала идти на концерт.

При входе в зал — ещё одна проверка сумок, на сей раз проверяющий никому поблажек не даёт. Осторожно пробираюсь на своё место, ряды ничем не отгорожены друг от друга, ступени довольно крутые — вполне может закружиться от высоты голова. Моё место оказалось почти в центре зала — 11-й ряд, 28-е место.

Народ потихоньку прибывал. Разглядываю от нечего делать зал. Слева от меня устроились женщина с двумя крепко сбитыми, накачанными парнями в кожаных куртках. Спереди расположилась пара средних лет — интеллигентный мужчина в очках с посеребрёнными висками лет сорока и его спутница, элегантно одетая блондинка, с запахом дорогих духов. Справа — студенты, парень с девушкой, лет двадцати. Неподалёку, через ряд от меня, видна семья — отец лет пятидесяти с сыном и дочерью. Танцпол с моего места просматривался достаточно хорошо, всё широченное пространство от сцены до партера запрудили, как селёдки в бочке, тинейджеры.

В двадцать минут восьмого свет погас. На сцену вышли музыканты, последним — Юрий Шевчук. Юрий Юлианович подошёл к микрофону и стал читать стихи. Какие, не помню. Поприветствовал Минск, взял в руки гитару, спросил: «Ну, с чего начнём?». И продолжил: «А начнём мы, пожалуй, с этой песни. С неё мы начинали когда-то». Этой песней оказалась драйвовая «Хиппаны». Затем Шевчук с ходу ринулся «В бой», после чего сделал передышку на лирических песнях «Пропавший без вести» и «Метель».

Если прослеживать логику построения концертной программы, то слова из «Метели» «Ты будешь вечно со мной» можно рассматривать как обращение к пропавшему без вести, герою одноимённой песни.

И вообще, ассоциативная логика, связывающая песни, на концерте была, на мой взгляд, такой — общее движение от смерти к жизни. Его можно было проследить и в звучавших темах песен, и в визуальном ряде на экранах мониторов по бокам сцены. Чёрно-белые кадры голого осеннего дерева, хроники войны в Чечне, марширующие фашисты, Гитлер на трибуне сменялись зимним Питером, весенним буйством красок, и, под конец, опять вернулась осень: нам показали улицы нашего же города Минска, снятые на видеокамеру группой за день до концерта. Умирать, чтобы жить. Круговорот природы, круговорот сознания.

Концерт был священнодействием, остановкой сознания. Человек, погружённый в суматоху повседневной жизни, вдруг останавливается и смотрит на себя со стороны, начинает задумываться о смысле своей жизни. И если ему повезёт, он перезагрузит матрицу бытия и перестроит своё сознание. Группа ДДТ и Юрий Шевчук предоставили прекрасный шанс изменить себя, вернувшись к себе.

«Пропавший без вести» — самая лучшая песня в творчестве Юрия Шевчука. Стоит привести полностью её текст, чтобы вы могли оценить её сами. Давайте помолчим и послушаем:

«Закрылась дверь, он вышел и пропал,
Навек исчез — ни адреса, ни тени.
Быть может, просто что-то он узнал
Про суть дорог и красоту сирени.
Пропавший без вести, скажи, как мне найти,
Открыткой стать и вырваться из сети.
Неверный шаг, растаявший в пути
Всеперемалывающих столетий.

Пропавший без вести,
Я назову тобой дорогу.

Я замечаю, вижу — ты везде
Лежишь печально снегом на аллеях,
В листве сырой, растрёпанном гнезде,
На мёртвых пулях и убитых целях.
Пропавший без вести, я где-то замечал
Твои глаза, улыбку и походку.
Ты, исчезая, что-то мне кричал
О злой любви и требовал на водку.

Пропавший без вести,
Я назову тобой дорогу.

Пропавший без вести смешал весь этот мир,
Добавил в сущность ложку человека
Без наготы, без ксивы и квартир,
Лишь на секунду выпавший из века.
Пропавший без вести, ты знаешь обо всём,
О том, как выйти за пределы смысла.
Не воскрешён, но вечен, с Ним и в Нём,
Уничтожаешь формулы и числа.

Пропавший без вести,
Я назову тобой дорогу.

Жизнь дорожает, выбившись из сил,
Зализывает раны после драки.
А ты на этом полотне светил
Мне подаёшь таинственные знаки.
Пропавший без вести, я верю — ты живой.
Вас — миллионы, бродят между нами.
Смотрите на могилы с номерами
И на свой путь, очерченный прямой…

Пропавший без вести,
Я назову тобой дорогу».

Вообще, чувствуется, что Шевчук всю жизнь шёл к альбому «Пропавший без вести». Это самая высокая вершина, которую покорила группа ДДТ. Без сомнения, альбом уже вошёл в вечность.

После исполнения «Метели» Шевчук запел «Глазища» («Эта любовь ужасна! Эта весна прекрасна!»). После неё, не сбавляя темп, спел «25», «Еду я на Родину», песню «Звезда» («В вечность ползёт человек»). После «Звезды» зал пришибло окончательно.

После короткого перерыва, во время которого гитарист группы исполнил длиннющее соло минут на пять, Шевчук снова вышел на сцену. «Мы». «Попса». «Контрреволюция».

«Это похороны духа. Много негодяев, желающих сделать из нашей страны и людей нечто «банановое» и «стадообразное». Борьба продолжается, идёт она давно и долго с переменным успехом, но дух машет крыльями над Россией. Пушкин и Достоевский, Пастернак и Толстой, Высоцкий и Башлачёв смотрят на нас».

Очередной перерыв, Шевчук ушёл за кулисы. Паузу заполняли женщины группы ДДТ — Татьяна Кочергина и Ольга Черникова, они исполнили пару совершенно потрясающих народных песен — очень красивые глубокие голоса.

Снова Шевчук на сцене. «Мама, это рок-н-ролл, рок это я» (на этой песне танцпол наконец разошёлся, практически все находящиеся там начали прыгать; а вот до этого момента всех плющило и долбило огромной кувалдой, забивающей в мозги гвозди).

Время проверяет всех на честность и преданность своим идеалам. Все советские рок-музыканты начинали с протеста и декларации своей бескомпромиссной нонконформистской позиции. Шевчук, практически, единственный из всех доживших до сегодняшнего дня рокеров прошёл проверку на внутреннюю честность и силу духа. Он не изменил себе ни на йоту. Но, тем не менее, Юрий Юлианович не забывает своих прежних соратников по духу. И СашБаш, и Бутусов, и Кинчев, и БГ, и Майк, и Цой мелькали в видеоряде к песне «Мама, это рок-н-ролл». Эта человечная черта, по-доброму помнить обо всех, является признаком великой души.

«Нежность существует как небо и стихи». «Что такое осень» (комментарий Шевчука: «Написана песня на кладбище, впервые сыграна в подъезде»). «Любовь». «Мама». «4 окна». «180 см». «Потолок» («Не у-умирай, твой потоло-ок возвращается в не-ебо»).

«Приезжайте к нам жить!», — кричат соседи сзади. «Я приеду к вам жить», — совершенно неожиданно услыхал Шевчук. — «Когда-нибудь. А сейчас кто Россию поднимать будет?». К слову, данное приглашение переселиться к нам прозвучало в ответ на признание Юрия Юлиановича в любви к Беларуси, её людям и настоящей исконной белорусской культуре: «Мы братья с вами, белорусы». Перед концертом Юрий Юлианович встретился со вдовой Василя Быкова Ириной Михайловной, побывал в кабинете Василя Владимировича в доме на улице Танковой и, с его слов, почувствовал себя как в храме. На следующий день Шевчук посетил ещё одно место — женский монастырь в Новинках под Минском. Его, как человека верующего, пригласили сами монахини.

Юрий Юлианович на сцене не просто поёт, он живёт на ней. В каком-то месте выступления он перекрестился и как в омут с головой прыгнул в очередную свою песню-исповедь. В другом месте, он мог простоять с раскинутыми руками минут пять и жить — ЖИТЬ тем, что он поёт. А иногда и в бессилии опускается на колени и валится на пол.

«Летели облака». И на бис — «Ветер», «Капитан Колесников», «Это всё».

«Это всё, что останется после меня. Это всё, что возьму я с собой». Пришло новое осмысление строчек. Всё, что было сейчас, в эти три часа концерта, — всё это останется в памяти, в подсознании, и не будет забыто.

Подумалось вот ещё что, Шевчук — самый пассионарный человек в русском роке. Хотя я бы назвала то, что делает ДДТ, психоделик-панком, а не русским роком. Потому что русский рок — это авторская песня в рок-обработке. ДДТ же — это нечто другое. Абсолютно другое. Глубинное исследование жизни. Революция — не мировая, а на уровне сознания. Изменение принципов Бытия (своего, а если получится, то и мира). Если продолжить аналогию, Иисус Христос был революционером и проповедовал психоделик-панк. Философия свободы — это тоже психоделик-панк. Как видите, его корни очень древние.

Спасибо Вам, Юрий Юлианович, за то, что Вы Со-Творили. За Вашу человечность, любовь и доброту. За бескомпромиссность к Системе, которая является формой этого мира и пытается сделать формой и нас.

Жаль, что на концерте не была исполнена проникновенная песня «Адам и Ева», но она, наверное, очень личная — не для концертов.

Это всё.

Li-Lu
11 ноября 2005 года
Минск




Copyright © 2003–2006 WebSiteEditor Татьяна Николаева aka Li-Lu
Copyright © 2003–2006 WebMaster Андрей Николаев aka Shaman
Разрешается публикация материалов со ссылкой на сайт TOHK «ОБЛАКО-9»
Hosted by uCoz