TOHK «ОБЛАКО-9»


Dee Kourtsman. Трансформации «Волынщика» vs. Лучшие бороды фолка

Июньский фестиваль «Волынщик», проводившийся в Питере на открытом воздухе, как вы помните, в прошлом году не состоялся. Да и в этом тоже. Похоже, вместе с некоей славной эпохой кончилось и время этого славного фестиваля. Однако идея концерта на открытом воздухе в канун белых ночей не пропала, она трансформировалась в новые формы. Да, формально «Волынщика» в 2004-м не было; однако многие называют фестиваль «Морской перекрёсток», проводившийся на открытой сцене Летнего Сада в конце июня, «новым волынщиком». И действительно, все составляющие «Волынщика» тогда были соблюдены: фолк, бесплатный вход, открытый воздух. В этом году идея приняла ещё более основательное воплощение: фестиваль «Этностиль». Три дня открытая сцена на живописной Крестовской косе принимала мощные этно-коллективы из России и ближайших окрестностей. Вход на фестиваль не был бесплатным, но с косы открывался прекрасный вид на яхты и Лисий Нос, и музыка была выше всяких похвал. По характеру фестиваль был, скорее, этно-, чем фолк-; не будем опять углубляться в споры о различиях, но хочу заметить, что, по моему мнению, ТРОIЦА и REELROADЪ более «этно», чем «фолк». Ещё хочется заметить, что для того набора имён, который предлагался в афишах, народу было вопиюще мало. Объясняется это отчасти тем, что, вы уж извините, питерской публике по большому счёту ничего этого не нужно: зачем идти на концерт, если можно на концерт не идти? Однако та же картина наблюдалась и в Москве, где народ гораздо любопытнее и легче на подъём — недельный этно-фест «Музыка мира», проходивший в первой половине мая в ЦДХ, был, по отзывам, попросту проигнорирован почтеннейшей столичной публикой. Тогда напрашивается другой вывод: этно слушает публика постарше, а публика постарше на концерты не ходит? Странно это и обидно, если честно.

Так или иначе, в первый день «Этностиля» народу почти не было. А в субботу и воскресенье могло было быть и побольше (учитывая ту частоту, с которой некоторые группы фестиваля выступают в Питере, и то, что в ближайшее время такие монстры вряд ли соберутся на одном концерте). Сразу замечу: я шёл специально на ТРОIЦУ. Но и все остальные тоже были хороши. В воскресенье безмерно зажгли ДОБРАНОЧЬ с Митей Храмцовым во главе (побывав на первом концерте группы, я долгое время был уверен, что Митя — серб). Субботние МЮЛЛЯРИТ были тяжелы и разухабисты. Игорь из DARTZ назвал их «карельским RAMMSTEIN», и я с ним абсолютно согласен. Но драйв на месте, и народ в восторге, так что всё в порядке, наверное. Старостин и Волков оставили в недоумении: не понял я пока этой музыки. Великолепным ILGI очень не повезло со звуком, и я могу себе представить, как невесело им было на сцене не слышать самих себя: Илги не попадала в ноты, и всё пение слушалось кошмарно, кроме единственной акапельной вещи, которая, наоборот, получилась великолепно. И всё равно, даже на таком звуке, всё их выступление было пронизано какой-то особенной чарующей силой — она чувствовалась, несмотря ни на что. Народ заметно оживлялся, когда звучали песни с кассеты «Seju Veju». Наконец, единственная группа, без которой можно было бы легко обойтись — это БАРАКА. Электронная подкладка с нехитрыми постукиваниями на таблах и звуками скрипки, пропущенной через процессор — такое хорошо слушать в ночном клубе под кислотой, а не на открытом воздухе на фестивале живой музыки (тем более, после ДОБРАНОЧИ). Лучше бы MERVENT на пораньше поставили.

Кирчук
Быкадоров

Однако именно ТРОIЦА обладала на фестивале максимальным, если так можно выразиться, КПД. Их было всего трое, без установки и бас-гитары, и они звучали плотно и мощно. Многие сравнивают их с акустическими LED ZEPPELIN и PINK FLOYD времён «Аммагаммы». Насчёт «зеппелинов» я полностью согласен: тот же простор и прозрачность в аранжировках, ощущение всесильности музыкантов в изложении темы, красивейшие гармонии и незабываемый вокал, о котором речь ещё пойдёт. Что же до PINK FLOYD — я услышал в музыке белорусского трио лишь один ход, отдалённо напоминающий расслабленный гитарный перебор в «Granchester Meadows». А вот что ТРОIЦА действительно напоминает, самым краем — так это белорусские фолк-коллективы семидесятых, СЯБРЫ, ПЕСНЯРЫ и иже с ними. Впрочем, не стоит воспринимать всерьёз эти попытки сравнения: всё фигня, на самом деле, ТРОIЦА ни на что не похожа! В центре группы — колоритнейший дед Кирчук с вот такой бородой! На фестивале, похоже, проводился этакий неофициальный показ лучших бородищ фолка. Впереди всех были, конечно же, Кирчук (он на фотографии слева) и дед Быкадоров из МЮЛЛЯРИТ (он — справа). Хоть эти двое по годам не такие уж и деды, но борода старит, как известно, и, кстати, не таким ли должен быть образ настоящего исполнителя русского этно? Хотя и среди зрителей встречались впечатляющие бороды («лучшие бороды города собрались на концерт»). Так вот, издалека Кирчук напоминал небольшой этно-шоп: так обильно он был увешан всякими звенелками, колокольцами и звучащими ракушками. Он пел народные белорусские песни и предварял их рассказами о том и об этом. Когда петь принимались все трое, как в финальной песне «Яблынь мая», мощный хор поднимался до небес. Несмотря на то, что пелись исключительно народные белорусские песни, по звучанию ТРОIЦА не очень-то и фолк. В основе аранжировок — блюзовая акустическая гитара и нью-эйджевые (очень красивые) гармонии. Сравнение с LED ZEPPELIN здесь более чем обоснованное. Так что, не стоит расслабляться, решив, что «а, ну это такой фолк белорусский». Лишь после недели плотного прослушивания диска до меня вдруг дошло, что музыка группы, хотя и кажется древней, нисколько при этом не архаична и насквозь прошита пентатоникой и блюзовыми бэндами. И вместе с тем: да, это древняя музыка, глубокая и потаённая, как колодец в заброшенной деревне.

Кстати, в Питере можно достать ТРОIЦУ — точнее, только один диск, странный пиратский релиз первого альбома, изданный с позорной типографией и уродливым накатом, со щелчками между песнями, но спасибо и на этом! На обложке там колесо и надпись «troitsa». По крайней мере, в «Долине Бартанга» он был. Несмотря на то, что это первый альбом, там уже есть все фирменные признаки группы: прозрачное кружево блюзовых гитар, зеппелиновские «тысячи джазовых аккордов» и могучий картофельный голос деда Кирчука, звучащий то лирично, то почти глумливо. За остальными альбомами — «Журавы» и «Сем» — наверное, надо ехать в Минск. Оно того стоит, разумеется. Хотя вы ведь всё равно не поедете.

© Copyright Dee Kourtsman

Опубликовано: Вести из Дартшира




Copyright © 2003–2006 WebSiteEditor Татьяна Николаева aka Li-Lu
Copyright © 2003–2006 WebMaster Андрей Николаев aka Shaman
Разрешается публикация материалов со ссылкой на сайт TOHK «ОБЛАКО-9»
Hosted by uCoz