TOHK «ОБЛАКО-9»


Марина Куновская. Шарль Азнавур с… дежурным черпаком

Бардовское движение — это и высокая поэзия, и быт лесного бивака, и акт инакомыслия.

В чём-то времена не меняются: как и пять, и десять лет назад, в прошедшие выходные мы снова смогли узнать имена лучших на сегодня бардов Беларуси. На IV республиканском фестивале авторской песни первые места заняли: среди исполнителей — Анжела Худик, среди композиторов — Александр Идельчик, среди авторов — Ольга Ясюкевич. Обладатели первых мест, выбранные авторитетным жюри во главе с Борисом Вайханским, весной отправятся в Питер, чтобы доказывать качество белорусской авторской песни во всём Балтийском регионе. Регион, как и во времена Советского Союза, включает прибалтийские республики (сегодня — страны Балтии), Ленинградскую и Калининградскую области России и Беларусь. И это вовсе не «ностальгия по Союзу» — просто в компании бардов границ никогда не существовало, и новые условия жизни мало что изменили.

С другой стороны, вне постсоветского пространства авторская песня как движение существовать вряд ли могла бы. Слишком уж обширный круг интересов свойственен среднему участнику бардовских слётов и фестивалей. Музыка и поэзия — охватить это способен, конечно, и какой-нибудь французский шансон. Но представьте себе Шарля Азнавура на нашем лесном бардовско-туристском слёте, дежурящим по кухне или, в качестве члена жюри, излагающим теорию ассонансной рифмы новичку, едва освоившему французский алфавит. А бардовское движение включает всё это — и навыки выживания в полевых условиях, и неуёмный просветительский дух, и ещё обязательный привкус инакомыслия, и стратегии сотрудничества с самыми неожиданными структурами, которые могут взять высокое собрание под свою опеку. Только прежде опека была идейной: некто, наделённый соответствующими правами, гарантировал инстанциям, что молодёжь с гитарами не подорвёт устои жизни окрестных сёл.

Нынче тот же некто оплачивает или ищет спонсоров для оплаты аренды залов, размещения гостей, работы членов жюри. Официальным организатором фестиваля «Менестрель» является фонд социальной защиты ветеранов войны в Афганистане «Время». Всю реальную работу проделал клуб авторской песни «Пегасик» из ДК «Юность», давно уже взявший на себя поиск новых участников для фестиваля Балтийского региона. Между прочим, только для руководителя «Пегасика» Аллы Белявской бардовская песня — основная работа. А в самом клубе поют под гитару человек десять и участвуют в движении — примерно пятьдесят. Было время (клуб на днях отметил десятилетие своего существования), «Пегасик» собирался трижды в неделю. Нынче кое-кто из участников прежних сборов ведёт авторские объединения со старшеклассниками минских школ: знатоки называют пять–шесть «крепких» школьных клубов. Взрослых объединений стало поменьше, чем во времена оные, но клуб авторской песни БГУ возобновил и поднял бардовское движение на уровень требований современных студентов совсем недавно. Значит, что-то остаётся в нашей жизни, заставляющее уметь одновременно разжигать костёр одной спичкой, отличать сонет от александрийского стиха, музыкально перебирать струны и дружить с госструктурами, не изменяя идеалам правозащитников.

Авторская песня — по-прежнему не только факт нашей жизни, но и шанс для юношества. Не в смысле карьеры (хотя участники движения часто стараются поддерживать друг друга в деловой жизни). Не в смысле профессиональных перспектив (хотя быть профессиональным бардом — это звучит гордо). В этой компании ценится если не сверхобразованность, то эрудиция, поощряется если не новомодное ассертивное поведение в точном смысле слова, то общительность и прямота. А эти вещи нужны не только на бардовской сцене или «лесном» фестивале. И потом, бардовское движение — действительно, очень большая, много знающая и умеющая, но вполне открытая для новых людей компания. И кто ищет, при желании найдёт здесь ответ на многие существенные для себя вопросы.

Поэтому концерт на клубной сцене — часть движения внешняя и не самая главная. Постороннему слушателю некоторые исполнители даже из отобранных на предварительных турах по всей Беларуси (именно такие барды выходили на сцену ДК МТЗ два фестивальных вечера подряд) могли показаться не очень профессиональными. Но посторонних на этих концертах просто нет. А присутствующие понимают: шанс выйти на большую сцену стоит в наше сложное время дать каждому, кто на это претендует и не очень оскорбит внимание просвещённой публики. И дело организаторов — составить программу так, чтобы и молодых поддержать, и зрителям не наскучить. Впрочем, кто внимательно слушает, в любом случае услышит: тексты бардовских песен смысла не лишены никогда.

А тому, кто хочет приобщиться по-настоящему, ничто не мешает. Первым шагом участника движения обычно становится поездка на «лесной» фестиваль. Под Минском их проходят по крайней мере четыре — «Осенины» (в Вязынке), фестиваль памяти Арика Круппа (в Столбцовском районе), фестиваль БГУ и «Весенний звездоплюй» (без постоянного места дислокации) — разумеется, в более тёплое время года. Пару дней в полевых условиях — и вы понимаете, зачем объединяться с этими людьми. Самому при этом быть бардом совершенно не обязательно: движению нужны не только артисты, но и своя публика.

© Copyright Марина Куновская




Copyright © 2003–2006 WebSiteEditor Татьяна Николаева aka Li-Lu
Copyright © 2003–2006 WebMaster Андрей Николаев aka Shaman
Разрешается публикация материалов со ссылкой на сайт TOHK «ОБЛАКО-9»
Hosted by uCoz