TOHK «ОБЛАКО-9»


ЛУКАС МУДИССОН - Вместе

ЛУКАС МУДИССОН
Вместе
Швеция, Дания, Италия (2000)
106 мин.

Tillsammans / Together
Жанр: Комедия, Драма
Режиссёр: Лукас Мудиссон
В ролях: Лиза Линдгрен, Михаэль Нюквист, Эмма Самуэльссон, Сэм Кессель, Густав Хаммарстен, Аня Лундквист, Джессика Лидберг, Ула Норрелл

«Вместе» — не самый обычный фильм. Элементарный, без дорогих аттракционов, он оставляет самые приятные и глубокие эмоции, которых от большинства других фильмов не дождёшься.

Лидеру современного шведского кинематографа Лукасу Мудиссону удаётся снимать очень простое по форме, но очень богатое по содержанию кино, о котором ещё долго говорят критики и зрители. В русскоязычном мире Мудиссон стал, по большему счёту, известен после «Лили 4ever» — очень жёсткой натуралистичной картины о судьбе обманутой девушки, насильно принуждённой к занятию проституцией. Оксана Акиньшина — молоденькая подружка матерщинника из группы ЛЕНИНГРАД Сергея Шнурова — сыграла у Мудиссона одну из самых главных ролей в своей жизни, продемонстрировав безрадостную судьбу постсоветского поколения, которое нюхает клей. А на мировом кинонебосклоне шведский режиссёр засиял сразу после своего дебюта «Fucking Omol» (в родном прокате обогнал «Титаник» (!) ), в котором живоописал все «ужасы» скучнейшей провинциальной жизни Скандинавии.

Фильм «Вместе», который в рамках недели шведского кино демонстрируется в Минске, наверное, пока самый лучший из всех четырёх в карьере Мудиссона. Действие этой ностальгической картины происходит в 1975-м году в коммуне хиппи, которую вполне можно назвать «шведской семьёй»: несколько семейных пар, объединённых идеалами социализма, ведут совместное существование под одной крышей. В этой большой семье-коммуне, которая так и называется «Вместе», очень вольные нравы, свободная любовь, вегетарианство, запрет на кока-колу, в общем, теперь таких коммунаров зовут «антиглобалистами». А главный антиглобалист — сам режиссёр с неприличной для русского уха фамилией. Мудиссон восторгается канувшей в прошлое эпохой 1960–70-х, считая людей того времени гораздо более открытыми, духовно сильными и разнообразными, чем теперешние человеки. Но смысл фильма оказывается вовсе не в занудном левацком морализаторстве.

Швеция — одна из немногих стран на изрытой последствиями глобализма поверхности Земли, которой пока ещё удаётся замечать каждого конкретного человека с его мелкими проблемами. Шведское кино, как и в первые десятилетия своего существования, в домашнем, камерном стиле рассказывает о внутреннем мире Homo Sapiens и о его внутривидовых взаимоотношениях. Как и в лучшие времена Ингмара Бергмана, шведы снимают кино, которое выполняет психотерапевтическую роль. Удивительно, но нам постоянно нужно напоминать о необходимости доброго отношения к ближним, ценности традиционной семьи, важности простого человеческого общения. Современный Голливуд, не говоря уже о кино бывшего СССР, очень редко интересуется подобными вопросами. А уж если интересуется, то чересчур топорно и прямолинейно. Мудиссон при помощи дрожащей ручной камеры и крупных планов, напоминающих о триеровской «Догме», сотворил маленький шедевр психологического кино.

«Я не люблю современный мировой порядок. Мне ненавистно поклонение деньгам — и в кино, и в политике, и в жизни», — говорил Лукас Мудиссон после премьеры своего фильма в 2000-м году. Действительно, он пытается выстроить свой, параллельный глобальному голливудскому мир, где нет власти денег, нет бедных и богатых, все люди братья etc. О таком мире мечтают многие, но немногим удаётся в него попасть. «Вместе» — это хороший шанс на два часа попасть в гуманитарную утопию, где любовь и согласие достигнуты не путём тотальной лоботомии CNN и BBC, а заслуженно выстраданы и завоёваны, пускай только в масштабах одной единственной кухни.

Антон Сидоренко

Опубликовано на сайте Kino.br.by




Copyright © 2003–2006 WebSiteEditor Татьяна Николаева aka Li-Lu
Copyright © 2003–2006 WebMaster Андрей Николаев aka Shaman
Разрешается публикация материалов со ссылкой на сайт TOHK «ОБЛАКО-9»
Hosted by uCoz